Д.В. Мантуров:

У нас есть еще несколько запланированных выступлений, от Общественного совета выступит Данилов-Данильян Антон Викторович.

А.В. Данилов-Данильян:

Добрый день, дорогие коллеги, здравствуйте!

Несколько слов о нашем восприятии бизнеса и итогов работы Министерства промышленности и торговли. Конечно, рецессия, которая началась не в прошлом году, а даже в 2013-м, очень сильно ударила по всем, и я хочу отметить, что Минпромторг России отличает определенная оперативность в реагировании на наши обращения, пожалуй, самая высокая оперативность из всех министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти. И большое Вам спасибо, Денис Валентинович, что соответствующим образом организовали эту работу.

Точно также мы услышали оценку, которую Министр М.А. Абызов дал работе Общественного совета Минпромторга России, как, наверное, одного из самых эффективных и в РСПП, и в деловой России, и в Торгово-промышленной палате, и в других объединениях бизнеса. Мы постоянно общаемся между собой, сравниваем работы разных общественных советов. У М.А. Абызова есть, конечно, какая-то статистика, у нас больше ощущения, но вот по ощущениям Общественный совет, который возглавляет А.В. Зверев, наверное, самый эффективный. И, что называется, так держать, будем помогать и дальше делать работу Министерства более прозрачной, более оперативной, более нацеленной на конкретные потребности всех участников экономических правоотношений.

Теперь буквально по одной минуте 4 тезиса.

Сегодня много говорили об импортозамещении. Очень опасно, когда очередной лозунг так и остается лозунгом. Министерство сделало в 2014-м, и особенно в начале 2015-го года огромную работу по превращению этого лозунга в практику. Это и в части оборонно-промышленного комплекса, это и 19 отраслевых планов, которые прошли общественные обсуждения. Охвачено более двух тысяч наименований продукции. Все это здорово. Мы участвовали в этих общественных слушаниях. Что хотим отметить. Может быть, впервые около трети этих планов было составлено не сверху, а снизу, то есть на основании тех предложений, которые даже не только регионы, сколько сами предприятия, выявляя свои импортозависимости, направляли в Министерство в соответствующие департаменты. Это здорово.

Но теперь для того, чтобы замещение происходило широким фронтом, необходимо привлекать в этот процесс все новые отрасли, подотрасли, группы бизнеса. Надо брать коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, смотреть, кто завозит, в каких объемах завозит, вычислять соответствующие рынки, смотреть кадры, есть ли соответствующие возможности, и здесь очень важно взаимодействие между конкретными предпринимателями, между членами Общественного совета, и, конечно, департаментами Минпромторга России как организующей силой. И очень хотелось бы, чтобы в 2015 году эта работа проходила именно так.

Параллельно с этим очень важно дать понимание участникам рынка, на что они могут рассчитывать с точки зрения других игроков. Дело в том, что есть заказчики, есть производители. И мы в своей текущей деятельности прекрасно понимаем, что друг друга они далеко не всегда знают. Далеко не всегда знают об инновациях, далеко не всегда знают новые предприятия с новыми возможностями, зачастую использующие самые лучшие технологии.

Вот, опять же, кто-то говорил уже, что необходим навигатор формгосударственной поддержки. Агентство стратегических инициатив в прошлом году такой навигатор сделало, но это может быть первым этапом. Очень неплохо работает. Мы хотели бы, чтобы не просто Минпромторг России, как самое активное министерство, подключился в эту работу, а, поскольку принят закон о промышленной политике, где есть целая глава о государственной информационной системе промышленности, чтобы все это было интегрировано в одно – и информация о заказчиках, и информация о производителях, о возможных подрядчиках, и информация о самых разных формах государственной поддержки и тем, и другим. Вот тогда это действительно будет неплохо работать. Мы готовы подключиться и помогать.

Второй. У нас много тут было сказано слов о том, что есть задача составить справочники наилучших доступных технологий. Можно это сделать, вопрос, кто это будет покупать? Для того, чтобы покупались наилучшие доступные технологии, есть два пути. Первый – штрафы, накажем, если не будешь использовать. Все, конечно, здорово, но бизнес и так со всех стон наказывается самыми разными контролирующими органами. Чем отличается Минпромторг России? Опять же, мы это подчеркиваем, Минпромторг России больше ориентирован на стимулы, а не на штрафы, и это очень здорово, приятно работать.

Мы хотим подчеркнуть, что здесь есть тоже стимулы. 44-ФЗ о контрактной системе позволяет делать так называемые контракты жизненного цикла. Если мы говорим о наилучших доступных технологиях, об инновациях, то естественно, в подавляющем большинстве случаев соответствующая продукция, имеющая эти инновации внутри, более дорогая, чем старые технологии, которые и так есть на рынке. Не хотелось бы, чтобы импортозамещение замещалось старыми технологиями. Хотелось бы, чтобы мы конкурировали и за рубежом. Для этого инновации должны активно востребованы быть. Как? Переходить в госзакупках не на текущую цену, а на цену жизненного цикла, который включает в себя и покупку соответствующего изделия, и его эксплуатацию, затраты на эксплуатацию. Вот тогда и выясняется, что продукция с инновациями более дешевая на длительном периоде времени, нежели в текущих ценах дешевая продукция без них.

Убедительная просьба к Минпромторгу России – подключиться к этой работе и перейти по крайней мере в тех закупках, которые проводят министерства и ведомства, на ориентацию на контракты жизненного цикла.

Третье. Мы горячо поддерживаем капитализацию ГТЛК. Здорово. Единственное, чего мы опасаемся, что это все уйдет опять в большей степени на транспортные средства и на технику в лучшем случае. А вот как же быть с оборудованием, станками, с системными управлениями? Если мы посмотрим на структуру лизинга в РФ, то увидим, что лизинг промышленного оборудования занимает очень маленькую долю, несопоставимо маленькую.

Что тут делать? Или переориентировать эти, уже существующие лизинговые компании, которые по крайней мере подчиняются государству, или делать какое-то совместное, или делать какой-то новый государственный институт развития, или какое-то частное государственное партнерство в этой сфере. Давайте об этом подумаем. Но нынешняя структура лизинга в РФ неудовлетворительна. Здесь надо явно что-то менять.

Последнее. Мы насоздавали довольно много разных государственных институтов развития. Некоторые из них или непосредственно подчиняются Министерству, или по крайней мере находятся в его орбите. Фонд развития промышленности непосредственно, некоторые рядом. Но если мы говорим об инновациях, то было бы неплохо скоординировать работу РВК (Российской венчурной корпорации) с Фондом развития промышленности. Если мы говорим о гарантиях, надо подключать Агентство кредитных гарантий, тем более, что сейчас оно преобразовывается в Федеральную корпорацию развития малого и среднего предпринимательства и будет впитывать в себя многие системы управления развития малого и среднего бизнеса, включая всю гарантийную систему.

И явно надо создавать совместные продукты самых разных государственных институтов развития, не претендуя на то, чтобы забрать все, хотя, скажем, Минпромторг России, наверное, очень часто имеет большие основания интересоваться системой российских торговых представительств, чем Минэкономразвития, но это взгляд бизнеса, со стороны.

Опять же мы надеемся, что импульсы качественной работы, которые Минпромторг России несет в государственную систему управления, достигнут этой сферы, которая, к сожалению, очень инертна и очень плохо реагирует на запросы бизнеса по поддержке и экспорта, и вообще деятельности за рубежом.

Спасибо за внимание!

Связанные материалы
Последние материалы